gamehappy
Я геймер, и всегда им был.
Skyscraper — Left
Skyscraper — Right

Современная цензура в играх: что вырезают разработчики?

Современная цензура в играх: что вырезают разработчики?

Цензура — вполне привычное и даже обыденное явление для игровой индустрии. Мы уже привыкли к тому, что разработчики то и дело стыдливо прикрывают обнажёнку, перерисовывают свастики и перекрашивают кровь — причём зачастую делают это так неуклюже, что это привлекает больше внимания, чем сам запрещённый контент. О самых нашумевших и легендарных случаях нелепой цензуры в играх мы уже рассказывали в отдельном видео, которое можно посмотреть ниже. Но время не стоит на месте, и в новостях то и дело всплывают всё новые случаи цензурирования игр — иногда заслуженные, иногда смешные, а иногда печальные. Мы решили вспомнить, как игровые студии и издатели пытались справляться с этой проблемой в последние несколько лет.

Винни Пух не пройдёт

То, чего не существует, не может ранить. Дабы «общественное благо» не пострадало, надо просто изъять всё, что ему грозит. На каждой отдельно взятой территории есть свои табу: фашистская символика в Германии, расчленёнка в Японии, жестокость в Австралии, ЛГБТ в России, нетолерантность в США, Винни-Пух в Китае. Начнём с уже старого и довольно заезженного, но очень характерного примера: Devotion. Игра оказалась под суровым запретом по смешной, казалось бы, причине: в ней отыскали издевательский рисунок, ставящий знак равенства между плюшевым медвежонком и главой КНР Си Цзиньпином. История китайской борьбы с Винни-Пухом длится уже лет десять: сравнивать партийного политического деятеля с героем Алана Милна начали вскоре после его избрания на высокий пост. Но ситуация обострилась в 2018 году, когда изменения в конституции позволили Си Цзиньпину оставаться на посту пожизненно. Волна народного возмущения заставила трудолюбивых китайских цензоров вымести с территории страны все упоминания «великого наивного мудреца» — вплоть до его диснеевского наследия. И Devotion не повезло попасться цензорам на глаза в 2019 году, как раз в разгар великой чистки. Вернуть проект в продажу его создателям удалось лишь в 2021 году — теперь уже без издателя, без DRM, только по кредитной карте и исключительно на отдельном сайте, который наверняка надёжно укрыт от посягательств Китая.

Современная цензура в играх: что вырезают разработчики?

За этот арт игрока Forza Horizon 5 забанили на 8000 лет. Если точнее, на 7978. Китай здесь ни при чём, но Северная Корея тоже способна «уважать себя заставить» — создатели игры явно не хотят ввязываться в политику Однако самым интересным эпизодом в суровой истории Devotion можно счесть происшествие с GOG. Польский и вроде как совершенно независимый магазин рванулся было выпустить запретную игру, но тут же пошёл на попятную. Что там на самом деле произошло и был ли в этом замешан Китай, мы уже вряд ли когда-нибудь узнаем. Конечно, это мелкое происшествие с Devotion никак не связано с тем, что магазин оказался убыточным и его собираются подвергнуть реорганизации. Но назидание вышло красноречивым: превентивно считаться с мнением Китая приходится даже тем, кто громко заявляет о своей самостоятельности. Но запретные темы есть не только в Китае. Игре под названием Active Shooter так и не удалось добраться до релиза: администрации Steam пришлось удалить её за пару дней до премьеры. И причина лежит на поверхности: действие шутера разворачивалось в школе, куда пришёл стрелок. Тема «Колумбайна» — больная и триггерная для США, и рейтинговые комиссии встали стеной, узнав, что в ходе прохождения предстояло расстреливать беззащитных учеников. Игру не спасло то, что вторая её половина была посвящена действиям бойца спецназа: создатели хотели сделать упор не на жестокость, а на возможность понять систему действий спятившего стрелка и способы противостоять угрозе. В частности, в Active Shooter якобы можно было бы испытать различные тактики поведения мирных участников и выяснить, как и почему те или иные действия могут спасти или погубить школьников и учителей. Увы, мы уже не узнаем, действительно ли скандальный шутер мог выступить тренажёром для спасения жизней или это было всего лишь защитным постулатом рекламной кампании.

Современная цензура в играх: что вырезают разработчики?

Теперь под юбку президентской дочери не заглянуть: из Resident Evil 4 VR попросту вырезали все «пошлые» сцены

Груз исторического наследия

Релиз обновлённой трилогии GTA The Trilogy: The Definitive Edition обернулся громким скандалом, на время затмившим даже провал Warcraft III: Reforged — а этот ремейк с честью занимает вторую позицию в чарте самых низко оценённых РС-игр на Metacritic. О том, что именно пошло не так, мы писали подробно и неоднократно, так что сейчас сосредоточимся лишь на одном аспекте этой истории. То, что с переработкой трилогии культовых игр что-то пошло не так, стало заметно уже в момент публикации анонсирующего трейлера. Тревожный момент был настолько крошечным, что не пропустить его можно было лишь при покадровом просмотре. Но это, конечно же, сделали — и обнаружили, что Фила Кэссиди заставили переодеться. Да, вместо канонического флага Конфедерации в ремастере на груди сурового реднека красуется обычный череп. Знамя Конфедеративных Штатов Америки, оно же «Южный Крест», никогда не приветствовалось в современных США, хотя никто особо и не запрещал сторонникам идеи превосходства белых предаваться мечтам о «great again». Запретным красный флаг с синим крестом стал после убийства Джорджа Флойда в 2020 году и последовавших за ним протестов, которые привлекли внимание всего мира к проблеме расизма в США.

Сейчас читают:

Современная цензура в играх: что вырезают разработчики?

Арты Rockstar забыла переделать, так что изображения старой футболки Фила всё ещё можно найти Rockstar Games сделала себе имя на том, что никогда ничего не боялась. Любую высокую идею творцы серии Grand Theft Auto умели приземлить и высмеять, любое общественное табу — нарушить или хотя бы пошатнуть, любой авторитет — развенчать. Игроки могли без зазрения совести истреблять мирных прохожих, разрушать общественное имущество, плевать на законы и правила и глумиться над моралью. Политики, кинозвёзды, общественные деятели, криминальные боссы, религиозные фанатики, хипстеры, работники спецслужб — сценаристы GTA не щадили никого. Кэссиди, спивающийся оружейный эксперт из Вайс-Сити, как раз один из таких карикатурных героев: торговец оружием постоянно талдычит о своём военном прошлом, боевых операциях во Вьетнаме и тяжёлом ранении в Никарагуа, хотя в армию его не взяли из-за алкоголизма, да и руку он потерял по пьяни. И флаг Конфедерации добавлял дополнительный штрих к образу этого псевдовояки, показывая, что Фил готов уцепиться за любую возможность почувствовать собственное превосходство.

Современная цензура в играх: что вырезают разработчики?

Серию Super Seducer большинство её поклонников рассматривает как пародию или комедию. Но это не помешало Steam наотрез отказать разработчику в выпуске третьей части Подмена «Южного Креста» безликим черепом лишний раз доказала, что создатели ремастера не особо понимали, с какой игрой и какой аудиторией они имеют дело (вспомним хотя бы круглую гайку). Но это исправление ещё и напомнило, что современные цензоры не любят вчитываться в контекст, стараясь побыстрее избавляться от любой спорной детали. Всё это можно было бы списать исключительно на произвол студии Grove Street Games, если бы не «расширенное и улучшенное» переиздание Grand Theft Auto V. Как помните, из его трейлера заботливо вычистили доску, на которой Тревор нелестно высказался о Дебре. Неужели Rockstar Games начала бояться общественного мнения и даже собственной былой смелости? Классический вид Фила Кэссиди уже вернули неутомимые модостроители — вместе с массой другого исправленного контента, благо исходные коды всех трёх игр нашлись в игровых клиентах. Там же нашёлся и печально известный «горячий кофе»: когда-то не удалённая из файлов мини-игра Hot Coffee стала причиной едва ли не единственного в истории серьёзного репутационного удара по Rockstar Games. На этот раз на неё даже не обратили особого внимания. Вот ещё один красноречивый пример: дуэт видеоблогеров Taliesin & Evitel пришёл к выводу, что головной убор в новом сете Чернокнижника из World of Warcraft подозрительно похож на капюшон, который носили ку-клукс-клановцы. Blizzard немедленно отрапортовала: извините, уберём!

Современная цензура в играх: что вырезают разработчики?

Тот самый сет Конечно, увидеть в остроконечном капюшоне можно много чего. К примеру, традиционные испанские одеяния, которые символизируют покаяние в период Страстной недели, или колпак францисканцев. В конце концов, башлык или даже будёновку — кто знает, чем там вдохновлялись разработчики. Однако в сознании массовой западной аудитории белый остроконечный колпак ассоциируется в первую очередь именно с ку-клукс-кланом, так что издатель решил избавиться от него от греха подальше. Если бы только Blizzard так же внимательно относилась к качеству всей остальной игры…

Культура замены

Blizzard в последнее время вообще не проводит и пары месяцев без нового скандала. Компания долгие годы была священной коровой для миллионов игроков, которым её офисы представлялись уютным домом для дружной семьи преданных фанатов игр. Тому способствовала целая система заградительных мер, включающая особые пункты в контрактах: попавшим в святая святых запрещалось, в частности, выносить внутренние распри в судебные иски. И когда сотрудники студии решили наконец нарушить молчание, вся пирамида посыпалась с оглушительным треском. То, что руководство Blizzard начало творить после этого скандала, уже окрестили «войной с декольте», а саму стратегию компании сравнивают с поведением курицы с отрубленной головой. Однако оба определения неточны. Бороться с любыми намёками на эротику в World of Warcraft компания начала во времена «Легиона», в 2016 году, — а «полиция», следящая за откровенностями в публичных чатах, возникла ещё раньше. Примерно в тот же период Трейсер из Overwatch лишилась слишком вызывающей, по мнению активистов, позы, а в конце года разработчики в открытую признали её лесбиянкой. Со временем представителем ЛГБТ сделали и Солдата-76, а Симметра стала персонажем с аутизмом. Из Hearthstone намёки на насилие и кровь убрали к выходу «Спасителей Ульдума», в 2019 году, и тогда же на карточке Джайны Праудмур стыдливо закрасили декольте. Напомним ещё и о Diablo II: Resurrected, для которой образ Амазонки сделали менее сексуализированным — хотя оригинальные разработчики в своё время долго отстаивали своё видение мрачного и брутального мира и таких же героев.

Современная цензура в играх: что вырезают разработчики?

Из-за этого кадра милый рождественский комикс Reflections на русском языке выпускать не стали Правда, новый этап «пробуждения» знаменитой компании отличается от уже свершённых ею подвигов. И прежде всего — полным и категорическим отсутствием смысла. Эталонным примером может послужить переделка «классических» полотен. World of Warcraft сумела стать MMORPG номер один и привлечь миллионы поклонников благодаря своей многослойности. Помимо непосредственно геймплея в игру вложена мощная мифология и проработанная культура фэнтезийного мира. На её убедительность работают в том числе и предметы интерьера, которые разнятся в зависимости от территорий и истории конкретных мест. Игроки могут узнать много нового о мире WoW, всего лишь рассмотрев картины, которыми украшены таверны, замки и прочие обжитые локации. И то, что Blizzard понемногу начала обновлять древние полотна до высокого разрешения, могло бы лишь порадовать поклонников лора «Варкрафта»… Если бы компания заодно не попыталась лишний раз доказать свою прогрессивность. Вот, в частности, портрет надменной леди, который можно отыскать в Штормграде и Каражане: женщину перерисовали заново, лишив её лицо какого-либо выражения, а к пурпурной робе пририсовали скромный корсет, прикрывающий почти всё тело. А классический сюжет с «лежащей обнажённой», прославленный, в частности, Тицианом и другими мастерами эпохи Возрождения, и вовсе заменили на безликий натюрморт с фруктами. Тем самым игроков не просто лишили возможности полюбоваться размытой «эротикой» — так выпал ещё один кусочек мозаики, из которых складывалась картина классического мира военного ремесла.

Современная цензура в играх: что вырезают разработчики?

Почему бы это универсальное решение не использовать и в других случаях? У разработчиков World of Warcraft и Overwatch в последнее время очень много работы: надо переписать заново все «сомнительные» достижения и двусмысленные названия предметов, а заодно вычистить из игровой вселенной все упоминания опозоренных бывших сотрудников. Вот только последним деянием Blizzard сама себя дискредитирует. Да, Алекс Афрасиаби, Луис Баррига, Джесси Маккри и прочие уволенные работники стали персонами нон грата: их осуждают и порицают, бодро свалив на изгнанников едва ли не все грехи. Однако масштаб их вклада, отражённый в количестве пасхалок и отсылок, которые теперь приходится убирать, говорит о том, что в своё время все они были настоящими рок-звёздами Blizzard: яркими, популярными, знаменитыми. Не благодаря ли тому, что они не знали меры ни в работе, ни в попойках, ни в приставаниях к сотрудницам? И эта картина никак не стыкуется с заявлениями в духе «Ах, если бы мы знали, что они творят, уж мы бы!» А пока офисы компании занимаются подчисткой былой славы, дополнение Shadowlands побило печально известный «Дренор» по объёму контента: к нему подготовили всего два крупных контентных обновления. И в среде игроков уже идут разговоры о том, что Blizzard наказывает за собственные грехи своих же последних поклонников.
Источник

Вам также могут понравиться